- Выготский Лев Сем
-
ВЫ́ГОТСКИЙ (Выгодский) Лев Сем. (1896—1934) — психолог. Род. в г. Орша, окончил гимназию в Гомеле (1913), поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1917), параллельно изучая психологию и философию в нар. ун-те Шанявского. Будучи школьным учителем психологии и лит-ры в Гомеле, В. вел занятия в театр. школе, выступал с лекциями, организовал лабораторию психологии в пед. техникуме. С 1924 работал в науч. центрах, уч. заведениях Москвы, преподавал в Ленингр. пед. ин-те. В 1925 защитил дис. "Психология искусства". Впервые опубликованная в 1965, эта работа оказала заметное влияние на развитие отеч. психолиггвистики и семиотики.
В кон. 1920-х гг. сформулировал учение о развитии психич. функций, согласно к-рому эти функции формируются в процессе освоения индивидом ценностей к-ры. Психич. развитие определяется социальным взаимодействием ребенка с другими людьми. Сознание человека имеет знаковую форму. В. заложил основы важнейших направлений в дефектологии, нейропсихологии, эволюционной психологии.
В сер. 1930-х гг. взгляды В. были подвергнуты резкой критике и объявлены буржуазными. Лишь на рубеже 1950—60-х гг. имя и теории В. были реабилитированы. Учениками В. были крупнейшие отечественные психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.
Соч.: Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—84; Психология искусства. 3-е изд. М., 1987.
Лит.: Науч. творчество Л. С. Выготского и совр. психология. М., 1981; Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.
Л. С. Выготский

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.